Ахура мазда
Ахура Мазда - это... Что такое Ахура Мазда?
Ахура Мазда — (справа) даёт Ардаширу символ царской власти кольцо. IIII … Википедия
Ахура-Мазда — Ахура Мазда (справа) даёт Ардаширу символ королевской власти кольцо Мифология: иранская мифология … Википедия
АХУРА МАЗДА — (Зенд.) Олицетворенное божество, Принцип Всемирного Божественного Света парсов. От Ахура или Асура, дыхание, духовное, божественное в старейшей Риг Веде , низведенное ортодоксальными браминами в А сура, не богов , так же, как маздеяне разжаловали … Теософский словарь
АХУРА МАЗДА — [Ахурамазда; авест. Ahura Mazdâ Господь Мудрый; древнеперсид. Auramazda; парфян. Aramazd; среднеперсид. Ohrmazd; сир. Hormizd; новоперсид. Ormazd, Hormuzd, Hormoz], великое божество древнеиран. пантеона, к рое Зороастр в стремлении утвердить… … Православная энциклопедия
ОРМАЗД или Ахура Мазда — (Зенд.) Бог зороастрийцев или современных парсов. Будучи Светом Светов он символизирован Солнцем. Эзотерически, он есть синтез своих шести Амшеспентов, или Элохимов, и творящий Логос. В маздеянской экзотерической системе Ахура Мазда является… … Теософский словарь
МАЗДЕЯНЕ От (Ахура) Мазда — (См. Шпигель, Ясна , XI.) Это была древне персидская знать, они поклонялись Ормазду и, отвергая идолов, заразили евреев тем же отвращением к любому конкретному изображению Божества. По видимому, во время Геродота они были вытеснены приверженцами… … Теософский словарь
МАЗДА — (авест. Mazdâ/h/, ср. авест., др. перс. mazdâ , «мудрый»), в иранской мифологии одно из наименований (или составная часть наименования) главного божества (см. Ахурамазда). До последнего времени М. и Ахура Мазда рассматривались исключительно как… … Энциклопедия мифологии
Мазда Ясна — Зороастризм (авест. Мазда Ясна, букв. «почитание Мудрого», Вахви Даэна, «Благая Вера») самая древняя из мировых религий откровения[1]. Зороастризм оказал на человечество больше влияния, чем какая либо другая вера. Зороастризм сложился на основе… … Википедия
Ахура — (Зенд.) То же, что Асура, святой, Дыхание подобный. Ахура Мазда, Ормузд зороастрийцев или парсов, есть Владыка, дарующий свет и разум, символ которого Солнце (см. Ахура Мазда ); и темным аспектом которого является Ахриман европейская форма от … Религиозные термины
АХУРА — (Зенд.) То же, что Асура, святой, Дыхание подобный. Ахура Мазда, Ормузд зороастрийцев или парсов, есть Владыка, дарующий свет и разум, символ которого Солнце (см. Ахура Мазда ); и темным аспектом которого является Ахриман европейская форма от… … Теософский словарь
dic.academic.ru
Ахура Мазда
Аху́ра Ма́зда (также Аху́ра-Ма́зда, реже Ахурама́зда, авест. ahura- mazdā-, др.-перс. ahuramazdā-), Орма́зд или Орму́зд (пехл. ʾwhrmzd'), «Бог Мудрый» — авестийское имя божества, провозглашённое пророком Зороастром — основателем зороастризма — единым Богом. В Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-авестийски mazdayasna- «почитатель Мазды». Ахура Мазда является отцом Аши (праведности-истины) — закона, по которому развивается мир, покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» — злом и разрушением, происходящих в мире против его воли. В конечном преображении бытия (Фрашкарде) им вместе со всеми благими существами будет совершено окончательное очищение мира.Содержание
- 1 Имя
- 2 В откровении
- 2.1 Сущность Ахура Мазды
- 2.2 Творец
- 2.3 Близость к человеку
- 2.4 Вершитель суда
- 3 В Младшей Авесте
- 4 В древнеперсидских надписях
- 5 В пехлевийской литературе
- 6 Античные авторы
- 7 Имена Ахура Мазды
- 8 См. также
- 9 Примечания
- 10 Литература
Имя
Зороастризм |
Портал |
Основы вероучения |
Ахура Мазда Заратустра Этическая триада Амешаспанды Огонь |
Дуализм |
Спента Маинью · Ангра-Майнью Аша · Друдж Язаты · Дэвы |
Религиозные тексты |
Гаты · Авеста Денкард · Бундахишн |
Богослужение и культура |
Мобед · Ясна Храм огня · Пиры Календарь · Гаханбары · Джашны Эсхатология · Зурванизм |
Последователи |
Гебры Парсы |
п·о·р |
Имя Бога в зороастризме образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни:
- Ахура (ahura-), представляет собой соответствие санскритскому असुर asura, эпитету многих богов в Ригведе, прежде всего Варуны. Асуры — это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры и ахура по преимуществу — Ахура Мазда.
- Мазда (имен. пад. mazdå) — из праиндоевропейского *mn̥s-dʰeh2 «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый». Индийское соответствие medhā «разум», «мудрость». Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания mazdayasna- «почитающий Мазду», «маздеист».
Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли». В Гатах Заратуштры два имени Бога часто употребляются независимо друг от друга и в свободном порядке. Начиная со времён Младшей Авесты устанавливается, за исключением застывших молитвенных форм, порядок «Ахура Мазда», ставший источником позднейших стяжённых форм.
На протяжении всей среднеиранской и новоиранской эпохи широко употреблялись именно стяжённые формы двойного имени: пехл. ʾwhrmzd' /ohrmazd/, согд. xwrmztʾ /xormazdā/, перс. ارمز(د) /ormoz(d)/. Вместе с тем в Новое время для зороастрийской традиции характерно «восстановление» имени по авестийскому образцу: перс. اهورا مزدا .
В откровении
Главным источником, описывающим образ Ахура Мазды, являются обращённые к нему гимны Заратуштры — Гаты. Ахура Мазда открылся пророку после долгих лет настойчивых духовных исканий благодаря «Благому Помыслу» (Y 43). Заратуштра осмыслил Ахура Мазду помыслом и увидел его воочию (Y 31.8; 45.8). Пророк вопрошал, а Бог отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости. В дальнейшем эта «встреча» (авест. haṇjamana-) послужила основой новой религии почитания Мазды (зороастризма). В Гатах Заратуштра просит Ахура Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую «друг дал бы другу» (Y 46.2). Вместе с тем он сам приносит ему дары поклонения и полностью посвящает ему свою жизнь и тело (Y 33.14)
Сущность Ахура Мазды
Ахура Мазда провозглашается величайшим из всех. Благость его абсолютна. Ахура Мазда был старше всего, но и самый юный. Он возрастает вечно, но и вечно остаётся неизменным. Ахура Мазда — самый могущественный. Он самый осведомлённый и знающий, знает прошлое и будущее. Помимо этого, он всегда следует прямым путём праведности.
Ахура Мазда пребывает в светлой Гародмане — «Доме песнопения», окружённый свитой сотворённых им благих существ — ахур, во главе с Ашей и Воху Маной (Истинным Законом и Благим Помыслом). Последние, называемые в более позднюю эпоху Амешаспандами и Язатами, в Гатах иногда называются его порождениями, то есть по сути продолжением его сущности.
В целом образ Ахура Мазда соответствует концепту «Архежреца», не только поддерживающего Закон Бытия (Ашу) посредством своей мысли и тайной силы maya-, но и наставляющий земных жрецов в знании этого закона. Праведный человек в зороастризме, приводящий мир к процветанию — прямой представитель Ахура Мазды в земном мире и исполнитель его воли. Тем не менее антропоморфные описания в Гатах ограничиваются «языком его уст» и «руками», в которых он держит дары воздаяния праведным и лживым.
С другой стороны Ахура Мазда связан со светом. В описании своего откровения Заратуштра постоянно прибегает к образам солнечного света и сияния, видимых им воочию. В Гатах огонь назван принадлежащим Ахура Мазде. В дальнейшем связь Ахура Мазды со светом только укреплялась, Солнце стало прямо называться «образом» Ахура Мазды. Контаминация маздеизма с солярными иранскими культами находит отражение в некоторых восточноиранских языках (хорезмийском, хотаносакском, мунджанском, ишкашимском), где рефлексы этого имени означают «Солнце».
Творец
Ахура Мазда — Творец (Dātār-) бытия (Y 50.11). Он творит своим помыслом (Y. 31.11), помыслом он сотворил светлое пространство мира (Y 31.7), дающее радость и умиротворение. Он поддерживает в мире Ашу («Истину») — закон функционирования вселенной, проявляющийся также в свете. Часто он выступает как жрец — его творение превращается в священнодействие, где он творит посредством священных мантр (Y 29.7). Его творческая сила, наполняющая бытие жизненной силой, описывается как Спента Маинью, что обычно переводится как «Святой Дух» (Y 47).
Он поддерживает землю и небо от падения, создал чередование дня и ночи, проложил дорогу светилам, дал силу ветру (Y 44). Он сотворил скот, растения и воду (Y 48.6; 51.7). Он сотворил людей: их тела и души, — и даровал им свободу воли (Y 31.11; 46.6). Он создаёт блага этого мира и дарует их человечеству (Y 33.11; 48.3).
Близость к человеку
Хотя Ахура Мазда велик, он находится в самых близких отношениях с людьми. Любой, кто на его стороне, может чувствовать себя его близким — другом, братом и отцом (Y 45.11). Он благосклонен ко всем, кто стремится к дружбе с ним (Y 44.17). Тот, кто поддерживает в мире закон Аши, становится самым желанным союзником Ахура Мазды, и Бог одаривает его благами Целостности и Бессмертия (Y 31.21, 22).
Вершитель суда
Ахура Мазда видит всё, его невозможно обмануть (Y 45.4), от него невозможно ничего скрыть (Y 31.13). Он высший суверен мироздания, и от него зависит будущее (Y 29.4). Он будет определять, кому достанется победа в битве между праведными и лживыми (Y 44.15). Именно с его проявлением в мире будет связано уничтожение зла (друдж) (Y 31.4) и наступление Фрашкарда — обновление бытия. Ахура Мазда изначально определил два типа поведения — в соответствии с моральным порядком мира или наперекор ему (Y 46.6). Человек выбирает между этими двумя путями в соответствии со своей свободной волей, но конец выбравших два разных пути будет различен (Y 48.4). И праведного, и лживого ожидает конечное вознаграждение, исходящее от Ахура Мазды (Y 43.4, 5) — спасение и всевозможные блага для первых и боль и разрушение для вторых (Y 30.11 и др).
В Младшей Авесте
В Младшей Авесте Ахура Мазда остаётся творцом и владыкой духовного и телесного миров, высшим подателем благ и называется «Святейшим духом» (авест. spəništa- mainyu-). Более глубокое, чем в Гатах, отождествление со Спента Маинью (Святым Духом) и отсюда прямое противопоставление Ангра Маинью — «Злому Духу», непримиримому противнику всякого добра, подчёркивается пассажами Y 19, где Злой Дух появился в ответ на изначальный творческий акт Ахура Мазды, выраженный в виде молитвы Ахуна Ваирья, но был повержен словом отречения от всякого подобия со злом. Подобный акт отречения от зла предполагается и от человека. Почитатели Мазды должны признать Ахура Мазду источником всякого блага (Y 12) и воплощать его власть во всём мире (Y 35).
Ахура Мазде придаётся много хвалебных эпитетов, основными из которых являются прилагательные, связанные со светом: raēwant- и xwarənaŋuhant- — «блистательный» и «полный хварно», то есть царского сияния. Специально посвящённый Ахура Мазде Хормазд-яшт перечисляет 72 имени Ахура Мазды, включая 20 великих, перечисляемых особо.
Ахура Мазда стоит во главе Амешаспандов и Язатов, которые выступают как его творения и его свита. У некоторых Язатов или материальных творений имеется постоянный эпитет ahuraδāta- «сотворённый Ахурой» или mazdaδāta- «сотворённый Маздой».
В древнеперсидских надписях
В наскальных надписях Ахеменидов регулярно упоминается имя Ахура Мазды (др.перс. ahuramazdā) как высшего покровителя царя и всего его царства, в котором царь воплощает Его волю. Вот как описывает Бога царь царей Дарий I:
Бог великий — Ахурамазда, который сотворил эту землю, который сотворил это небо, который сотворил человека, который сотворил счастье для человека, который сделал Дария царём. (DN, 1-6)
В древнеперсидской клинописи для имени Ахура Мазды помимо фонетической записи существовала отдельная идеограмма.
В пехлевийской литературе
В литературе на среднеперсидском языке Ормазд — Всевышний Господь обоих миров. Он господин, а не раб; отец, а не ребёнок; первый, но не последний; защитник, а не защищаемый; неизменный, но не меняющийся; Он само знание, а не обретающий знание; податель, но не получатель (DK Vol. 3, p. 176,177). Его эпитеты продолжают авестийские: rayōmand и xwarrahmand — «блистательный» и «полный хварно».
Античные авторы
Античным авторам было известно, что Горомаз — персидское божество, согласно Зороастру. Отождествлялся с Зевсом.
Имена Ахура Мазды
Известен также, как Ригден Джаппо, покровитель Шамбалы.
См. также
- Арамазд
- Хормуста
- Ырамась
- Эль (бог)
- Индоиранские религии
- Бон (религия)
- Ашшур (дух)
Примечания
- ↑ Y. 31.7
- ↑ Y. 44.7
- ↑ Y. 12.1
- ↑ Y. 45.4
- ↑ Mayrhofer M. Kurzgefasstes Etymologisches Woerterbuch des Altindischen. — Heidelberg: C. Winter, 1956. — Bd. I. — S. 65.
- ↑ M. Boyce. AHURA MAZDĀ
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.502
- ↑ Плутарх. Об Исиде и Осирисе 46
- ↑ Диоген Лаэртский. О знаменитых философах I 8
Литература
- Windischmann, «Zoroastrische Studien» (Б., 1863);
- Spiegel, «Eranische Alterthumskunde» (т. II, Берл., 1873);
- Duncker, «Geschichte des Alterthums» (5 изд., В., 1881);
- Darmesteter, «Ormasd et Ahriman» (П., 1877);
- M. Haug, цитированная выше книга; W. Geiger, «Ost-iranische Kultur im Altertum» (Эрланген, 1882);
- Jackson, «The religion of Awesta», «Grundriss der irânischen Philologie» (Страсбург).
Ахура Мазда Информация о
Ахура МаздаАхура МаздаАхура Мазда Информация Видео
Ахура Мазда Просмотр темы.Ахура Мазда что, Ахура Мазда кто, Ахура Мазда объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
АХУРАМАЗДА
АББАТ АББАТСТВО АБСОЛЮТ АВАТАРА АВВАКУМ АВГУРЫ АВГУСТ АВГУСТИН АВЕЛЬ И КАИН АВЕСТА,Зенд-Авеста АВРААМ авраамические религии АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ АВТОНОМИЯ ЦЕРКОВНАЯ АГАПЫ. духовная любовь АГА-ХАН АГИОГРАФИЯ АГНЕЦ АГНИ АГНОСТИЦИЗМ АД преисподняя АДАМ и ЕВА АДАТ АДВАЙТА-ВЕДАНТА АДВЕНТИСТЫ АДОНИС АЗРАКИТЫ АКАФИСТ АЛЛАХ АЛТАРЬ АЛЬФА И ОМЕГА АМАТЭРАСУ АМВОН АМУЛЕТ АНАБАПТИСТЫ АНАЛОЙ АНАФЕМА АНГЕЛЫ АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ АНИМАТИЗМ АНИМИЗМ АНТИМИНС АНТИХРИСТ АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОСОФИЯ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ АПОКАЛИПСИС АПОКАЛИПТИКА АПОКРИФЫ АПОЛОГЕТ, АПОЛОГЕТИКА АПОСТОЛЫ АПОФЕОЗ АРЕС, Арей АРИАНСТВО АРМИЯ СПАСЕНИЯ АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ АРТЕМИДА АРХАИКА, архаическая культура АРХЕТИП АРХИЕПИСКОП АРХИЕРЕЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР АРХИМАНДРИТ АСАССИНЫ, хашашины АСКЕТИЗМ АСТРАЛЬНЫЙ МИР, астрал АСТРОЛОГИЯ АТЕИЗМ АТМАН АУМ СИНРИКЁ АУРА АУСПИЦИИ АУТОДАФЕ АФИНА ПАЛЛАДА АФОН АФРОХРИСТИАНСТВО АХИМСА, ахинса АХУРАМАЗДА
АЯТОЛЛА
sr.artap.ru